Х.Швейцер, Президент Eurom Contact Lens Association (Швейцария)
Начиная с 2003 года, ведущие международные производители контактных линз и средств ухода за ними по заказу Eurom Contact собирают данные об объеме продаж продукции на Европейских рынках (Таблица 1). В последние 2 года доктор Ф.Морган из Манчестерского Университета (Великобритания) публиковал полученные данные. В нынешнем году я подготовил аналогичный доклад, а исполнительный комитет нашей организации одобрил его. Для удобства сравнения результаты мы приводим в виде, сходном с выводами ранее опубликованных работ.
Сбор данных
Каждый квартал данные о числе проданных контактных линз (с учетом цен производителей) передавались в независимую аналитическую компанию. Данные по трем странам (Чехии, Венгрии и России) передавались только 1 раз в год.
Затем данные по отдельным странам суммировались для составления общей картины для всей Европы, в том числе и по отдельным сегментам рынка. Итоговый отчет рассылался для ознакомления компаниям-производителям, представившим первичные данные. Вероятно, им бывает интересно составить представление о месте собственной продукции на рынке. Но эта информация интересна и практикующим оптометристам, а также индустрии контактной коррекции в целом. В настоящем отчете приведены данные по ряду Европейских стран, основанные на сведениях об объеме продаж в 2005 году компаниями, занимающими около 90% рынка контактных линз в перечисленных странах. Мы также покажем, какие изменения произошли по сравнению с предыдущим годом.
Количество пользователей
Множество факторов определяет «успешность» контактных линз на рынке. Очевидно, важен общий объем рынка в денежном выражении, но не следует недооценивать роли колебания курсов валют и предложения продукции по специальным ценам. Более ясный показатель состояния рынка, легко понимаемый производителями, врачами и учеными– число людей, которые пользуются контактными линзами в каждой из стран. Обычно его называют «количеством пользователей» и понимают под этим процент взрослого населения (старше 15 лет), носящего контактные линзы в каждой из стран. Одним из стандартных методов оценки числа пользователей считается слепая почтовая рассылка опросных листов. Иногда пользуются прямыми опросами в местах скопления большого количества людей (например, в крупных торговых центрах).
Мы опирались на данные о продажах контактных линз, представленных компаниями, являющимися членами Eurom Contact. Все контактные линзы были разделены на несколько категорий:
Нами не анализировались данные по ЖГП контактным линзам, поскольку участвующие в нашей работе компании производят только мягкие линзы и доминируют на этом рынке, а значительную часть ЖГП линз (до 50% в Великобритании) выпускают маленькие компании, не участвовавшие в настоящем исследовании. Таким образом, наши оценки касались только рынков мягких контактных линз в странах Европы. Сведения о странах и регионах, принявших участие в данной работе, приведены в таблице 2.
Для каждой категории линз, каждой страны (или региона) количество пользователей рассчитывалось на основании количества линз (то есть ежегодного объема «потребления» линз каждого из типов одним пользователем). Мы приняли количество используемых в течение года одним пользователем линз за:
Вычисленное количество пользователей делилось на число взрослых в каждой стране. Таким образом был получен процент населения, пользующегося контактными линзами в каждой из стран
Результаты
Из полученных данных следует, что наиболее высока пропорция пользующихся мягкими контактными линзами в Скандинавских странах (6,43% от количества взрослого населения) (Рис. 1). Рост числа пользователей в этом регионе за прошедший год составил 8%. Наименьший процент пользователей мягкими контактными линзами отмечен в Австрии (2,1% взрослых), где число пользователей даже немного уменьшилось (на 1,1% по сравнению с 2004 годом). Линзы ежедневной замены носит более 1,5% населения в трех странах/регионах: Скандинавии (3,1%), Великобритании и Ирландии (2,25%) и Швейцарии (1,61%). В прочих странах примерно 0,5% населения или чуть больше используют линзы ежедневной замены, за исключением Испании, где линзы этого типа носят всего 0,2% населения. Вот всех странах, за исключением Германии и Бельгии, Люксембурга, был обнаружен рост в этом сегменте рынка. Линзы плановой замены носит 4% взрослых в Нидерландах и от 1,46% до 3,11% – во всех остальных странах и регионах. Везде, кроме Швейцарии, Италии, Бельгии, Люксембурга и Австрии, был выявлен рост в этом сегменте рынка. Традиционные линзы (со сроком замены реже 1 раза в месяц) стали наименее популярным типом линз на всех Европейских рынках: их носят от 0,12% до 0,28% взрослых во всех странах, кроме Нидерландов (0,72%) и Испании (0,52%). И везде отмечено падение рынка в этом сегменте, за исключением Скандинавии, где рынок традиционных линз слабо вырос с 0,19% до 0,21%.
Возможные источники ошибок
Потенциальный источник ошибок в нашей модели – принятое число используемых пациентами линз разных типов. Мы опирались на анализ состояния рынка в Великобритании, где рынок открыт, все данные публикуются и приняты именно такие оценки количества использованных линз одним пациентом в течение года. В любом случае, в нашей модели допускались одинаковые систематические ошибки, поэтому наши данные пригодны для сравнительного анализа состояния рынков контактных линз между отдельными странами.
Мы не исключаем, что уровень «потребления» одного типа линз может быть разным в разных странах. Скажем, пациенты в Австрии используют больше или меньше однодневных линз, чем пациенты в Швейцарии. Очень мало информации относительно режимов ношения линз в разных странах; из нашей схемы эксперимента также не удается извлечь подобные данные. Вполне возможно, что проценты пациентов, использующих одинаковые режимы ношения (дневной или пролонгированный) сходны в разных странах. Возможно, источник ошибок кроется в исключении результатов продаж не участвовавших в нашей работе компаний. В конце 2004 года появилось сразу несколько новых линз, и многие устроили «распродажу» складских запасов линз старых типов. Это могло привести к завышению числа реальных пользователей контактными линзами по результатам 2004 года. Однако в 2005 году ситуация «выровнялась». Еще раз напомним, что представленные данные касаются только рынка мягких контактных линз. При этом некоторые местные поставщики традиционных мягких линз не приняли участие в исследовании (например, в Германии и Великобритании/Ирландии). Поэтому реальная картина местных рынков может отличаться от описанной нами, особенно для стран где по традиции часто подбирают жесткие контактные линзы (Германии и Нидерландов).
Выводы
Это уже третья попытка оценки состояния Европейского рынка контактных линз на основании данных входящих в состав Eurom Contact компаний-производителей средств контактной коррекции. Судя по полученным данным, чаще всего мягкие контактные линзы используются в Скандинавии, где их носят 6,43% всех взрослых. Реже всего (2,1% взрослых) их носят в Австрии. В большинстве стран наиболее популярны линзы плановой замены. Линзы ежедневной замены наиболее популярны в Скандинавии, Великобритании и Ирландии, а также в Швейцарии. Испания и Нидерланды – страны с наибольшим процентом использования традиционных линз, впрочем за минувший год популярность этого типа линз резко упала в обеих странах.
Таблица 1. Компании-производители средств контактной коррекции, представившие данные в Eurom Contact
· AMO
· Alcon
· Avizor
· Bausch & Lomb
· CIBA Vision
· Cooper Vision
· Disop (Испания)
· Eurolents
· Hecht
· Johnson & Johnson
· Menicon Europe
· Ocular Sciences
· Prolens
Таблица 2. Страны и группы стран, принявшие участие в исследовании:
· Скандинавские страны (NO_SE_DK_FI)
· Великобритания и Ирландия (UK_IE)
· Австрия (AT)
· Бельгия и Люксембург (BE_LU)
· Франция (FR)
· Германия (DE)
· Италия (IT)
· Нидерланды (NL)
· Испания (ES)
· Швейцария (СH)
Литература
1. Based on the annual survey of contact lens wear at Eurolens Research, UMIST.
2. Jones L, Woods CA and Efron N. Life expectancy of rigid gas permeable and high water content contact lenses. CLAO J. 22: 258&261.
3. http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/
Источник: Вестник оптометрии, 2006, №4